Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что среди общечеловеческих ценностей «толерантность» является одной из главнейших основ, которое способствует формированию гуманного отношения человека к миру, сознательное принятие им прав и свобод другого вне зависимости от его отличительных характеристик, готовность к диалогу и сотрудничеству в различных ситуациях взаимодействия. Необходимость социума в личности, уважающей мнения, взгляды, поведение других людей, ставит перед современным образованием задачу фундаментального изучения и обобщения научно-педагогических и методических исследований по проблеме формирования толерантности подрастающего поколения.
Сфера образования, которая имеет прямое отношение к формированию нравственных понятий, должна способствовать общественному осознанию неминуемости движения человечества к единству и духовному объединению, к спасительной толерантности в отношениях между людьми. В связи с этим можно говорить о том, что воспитание толерантности в человеческих отношениях – важнейшая задача образования в XXI веке. Выполнение этой идеи невозможно без преобразований в сфере образования.
Современное понимание толерантности ведущими российскими учеными такими как А.Г. Асмолов, С.Л. Братченко, P.P. Валитова, Б.З. Вульфов, В.Н. Гуров, В.М. Золотухин, В. А. Лекторский, Е.В. Магомедова, Г.У. Солдатова, В.А. Тишков, М.Б. Хомяков, В.В. Шалин и др., позволяет рассматривать ее в качестве важнейшего нравственного принципа взаимоотношения людей, социокультурного феномена, гуманистического императива образовательного пространства, одного из универсальных аспектов культуры личности, ее ценностной ориентации.
Нравственное и эстетическое воспитание прекрасно взаимно дополняют друг друга. Только с помощью музыки, литературы, изобразительного искусства, танца возможна наиболее эффективная работа по формированию нравственных, толерантных отношений в детском коллективе. Поэтому формирование толерантности возможно на таких уроках как литературное чтение, потому что можно использовать огромный потенциал литературных произведений.
Цель исследования: изучить воспитание толерантности у младших школьников в процессе обучения.
Объектом исследования: является процесс формирования толерантности у младших школьников.
Предметом исследования является пример урока литературного чтения как средство формирования толерантности у младших школьников.
Задачи:
1. Проанализировать содержание понятия «толерантность»;
2. Выявить возрастные особенности, позволяющие формировать толерантность у младших школьников;
3. Проанализировать результаты изучения уровней развития толерантной воспитанности у младших школьников;
4. Подобрать приемы и методы по формированию толерантности на уроках литературного чтения.
Методы исследования:
1. теоретический - анализ психолого-педагогической литературы; обобщение, сравнение.
2. эмпирический - опрос, диагностические методы.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования толерантности у младших школьников
1.1. Содержание понятия «толерантность»
Толерантность как понятие стало рассматриваться в современной педагогике не так давно, Это понятие может характеризовать процесс развития демократии, морали и культуры общества, как принцип предупреждения конфликтов различного происхождение, формируя при этом определенные черты терпимости в человеке .
Толерантность по своему первоначальному содержанию выражало компромисс, на который приходилось соглашаться воинствующим сторонам в период религиозных войн. Позднее в эпоху просвещение понятие толерантность стали использовать относительно принципа согласия в либеральном сознании общества.
Выдающиеся ученые XVII –XVIII веков: Т. Гоббс, Д. Локк, Ф. Вольтер, П. Бейль, Ж-ж. Руссо – выступали против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. О толерантности в условиях сильной церковной цензуры писал Дж Локк в «Очерках о терпимости» и «письмах о терпимости», П. Бейль в нескольких своих философских сочинениях.
Понятие толерантности, возникшее много веков назад, продолжает свое формирование и по сегодняшнее время. Происходит накопление разностороннего значения термина толерантность. Основой его происхождения считается латинский глагол tolerate, который означает переносить, выдерживать, терпеть.
В России до недавнего времени толерантность рассматривалось как терпимость. Но со временем это понятие становится все более содержательным и многоаспектным.
Е. А. Пастухова описывает составляющие толерантности в аспектах духовно-культурного развития и правовом аспекте. Автор обращает внимание на толерантность как качество культуры во всех ее проявлениях: нравственной, правовой, политической, любого общества .
По мнению А.Г. Асмолова, лингвистический анализ термина дает основание считать «наиболее ёмким понятие «толерантность» как устойчивости к разного рода конфликтам, а также предупреждает от сведения её к терпимости. Терпимость» - более узкое понятие, входящее в состав самого понятия «толерантность» .
Особым моментов в исследовании психологической науки в рамках толерантности считается вопрос изучения качеств толерантной личности. К таким качествам можно отнести чуткость, доверие, альтруизм, терпение, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, способность оценить достоинства других, гуманизм и др.
Психологи выделяют следующие социальные показатели нравственности:
- равноправие;
- равные возможности для участия в политической жизни общества;
- сотрудничество и солидарность всех людей, стран, народов в решении общих проблем;
- взаимоуважение членов группы или социума, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.);
- возможность следовать своим традициям для всех культур, сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
- свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
- позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
В психологической науке описывается, что понятие толерантности, возможно, рассматривать благодаря пониманию сущности ее противоположности – интолерантности .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алиев, М.Г. Культура согласия как эффективный фактор глобализации [Текст] / М.Г. Алиев // СОЦИС: Социологические исследования. – 2015. – № 6. – С.21–28.
2. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия «Толерантность» [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2016. – С.8–18.
3. Бархота, М.П. Мотивы толерантности или идея человеколюбия [Текст] / М.П. Бархота // Начальная школа. – 2019. – № 1. – С. 124–126.
4. Бобинова, С.В. Воспитание культуры толерантности [Текст] / С.В. Бобинова // НШ. – 2017. – № 8 - С. 76–78.
5. Бондырева, С.К. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика научно-методических статей) [Текст]: учеб. пособие / С.К. Бондырева. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института. – 2020. – 368 с.
6. Гаврилычева, Г.Ф. В начале было детство. Диагностика изучения личности младшего школьника [Текст] / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. – 2018. – № 1. – С. 16–18.
7. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования [Текст] / Б.С. Гершунский // Педагогика. – 2018. – № 7. – С. 3–12.
8. Ильченко, Л.П. Уроки эстетического цикла как средство воспитания младших школьников в духе толерантности [Текст] / Л.П. Ильченко // НШ. – 2014. – № 5. – С. 4–7.
9. Кленова, Н.В. Что нужно знать о толерантности [Текст] / Н.В. Кленова, Г.Г. Абдулкаримов // Образование в современной школе. – 2019. – № 7. – С. 98–104.
10. Крушельницкая, О.А. Учимся жить вместе [Текст] / О.А. Крушельницкая, А.П. Третьякова // НШ. – 2018. – № 9. –С.7–10.
11. Лопаткина, А.К. Художественное произведение как источник нравственных знаний и модель поведения. Уроки этики [Текст] / А.К. Лопаткина // НШ. – 2016. – № 8. – С.80-83.
12. Марцинковская, Т.Д. «Круглый стол» по проблеме толерантности [Текст] / Т.Д. Марцинковская // Вопросы психологии. – 2018. – № 1. – С. 150–153.
13. Новое в воспитательной работе школы [Текст] / Н.Е. Щуркова, В.Н. Шнырева. – М.: «Новая школа», 2020. – 111 с.
14. Пастухова, Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости [Текст] / Е. Пастухова // Директор школы. – 2018. – № 5. – С. 50–58.
15. Рожков, М.И. Воспитание толерантности у школьников [Текст]: учеб. пособие для вузов / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук. – Ярославль: Академия Холдинг, 2017. – 192 с.
16. Соколов, В.М. Толерантность: состояние и тенденции [Текст] / В.М. Соколов // СОЦИС: Социологические исследования. – 2015. – № 8. – С. 54–63.
17. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков [Текст]: учеб. пособие / Г.У. Солдатова, Л.А. Шалгерова, О.Д. Шарова. – М.: Генезис, 2020. – 108 с.
18. Степанов, П.В. Воспитание детей в духе толерантности [Текст] / П.В. Степанов // Классный руководитель. – 2017. – № 2. – С. 18–20.
19. Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст]: выдержки из работ / В.А. Сухомлинский. – 6-е изд. – М.: Политиздат, 2008. – 270 с.
20. Тихомирова, И.И. Чему учить, обучая ребенка чтению? [Текст] / И.И. Тихомирова // НШ плюс. – 2016. – № 8. с.23–28.
21. Трубина Л., Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия [Текст] / Л. Трубина // Воспитание школьников. – 2018. – № 3. – С.33–35.
22. Управление процессом нравственного воспитания [Текст] / под ред. Л.И. Рувинского. – М.: Изд-во МГУ, 2019. – 141 с.
23. Шалин, В.В. Право и толерантность: либеральная традиция в эпоху глобализации [Текст]: учеб. пособие / В.В. Шалин, А.П. Альбов. – 2-е изд. – Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2015. – 266 с.